В Москве прошел бизнес-форум SUMMIT MFO

Технологии, регулирование, новые тренды рынка микрофинансов – основные темы, которые обсудили профессионалы. Участники присутствовали, как в зале, так и онлайн.

В ходе конференции было отмечено, что микрокредиты сегодня как никогда востребованы населением. Одна из тенденций – перетекание части клиентской базы банков в МФО. Снижение доходов граждан на фоне пандемии приводит к тому, что людям требуются заемные средства на короткие сроки. Банки же снизили процент одобрения, поэтому часть их прежних заемщиков осталась «за бортом». И хотя МФО также стали строже подходить к оценке своих клиентов, их требования мягче, ведь это уравновешивается более высокими ставками.

Еще один тренд – консолидация на рынке МФО из-за усиления регуляторной нагрузки. По словам экспертов, в настоящее время регулирование банковского сектора и микрофинансовой отрасли стало схожим. В частности, об этом упомянула в своем выступлении банкир со стажем, генеральный директор проекта «Микрофинансовые организации: Учет. Надзор. Регулирование» Найля Липатова. Для успешного ведения бизнеса на рынке микрофинансов сегодня нужно обладать не только финансовыми ресурсами, но и опытными кадрами, умением настроить бизнес-процессы так, чтобы не получить от ЦБ штрафы и не потерять номер в реестре. А это может случиться не только при сознательных нарушениях, но и по незнанию, из-за недостатка компетенций.

При этом заемщики тщательнее считают деньги, при выборе продукта они все чаще выясняют шансы получить более низкую ставку по кредиту и займу – изучают свой персональный кредитный рейтинг (ПКР). Об этом рассказал Заместитель директора по маркетингу НБКИ Владимир Шикин. Для профессионалов это может стать сигналом к тому, чтобы предложить таким финансово грамотным клиентам специальные продукты, где ставка зависит от ПКР.

О тенденциях в сегменте сервисов электронных кошельков рассказал Виктор Достов, председатель совета Ассоциации «Электронные деньги». Он напомнил, что с 2020 года анонимные кошельки нельзя пополнять наличными. Сделать это можно с банковского счета, а для того, чтобы иметь право вносить кэш на виртуальный кошелек, требуется пройти упрощенную идентификацию. По словам эксперта, в первый момент закрытие «наличного» канала значительно снизила прибыль операторов платежных систем и затормозила рост кошельков пользователей. Но лидеры рынка сообщают, что острый кризис пройден, в 2021 году число владельцев кошельков стало снова расти. Появляются новые «фишки» — например, сервисы оплаты чаевых.

Что касается долгов, то МФО явно распробовали продажу портфелей с просрочкой. Об этом сообщил судебный коллектор Вдадимир Костяев. По его словам, микрофинансисты стали реже списывать «исторические» долги в убыток. Сегодня даже портфель с 5-летней просрочкой можно продать. При этом коллекторы такие долги успешно взыскивают, что для МФО «звоночек» — каждый должен заниматься своим делом. По мнению эксперта, создание собственных служб взыскания для МФО не всегда правильное решение, аутсорсинг может быть более эффективным. Коллекшен – это отдельный бизнес, здесь требуется учесть множество нюансов. При этом при покупке портфелей коллекторы не скупятся, по сравнению с 2019 годом, когда долги покупали за 2,5%, в 2021 году – в среднем чуть более 5% (в отдельных случаях до 10%).

На форуме участникам напомнили, что самозанятые сегодня приравнены к МСП, что дает им доступ к предпринимательским займам. Для МФО – это новые клиенты, стоит присмотреться к ним повнимательнее. В принципе тема формирования специальных подходов к различным категориям клиентов была одной из «горячих». Новые клиенты становятся драйверами развития микрофинансового бизнеса. В ходе форума эксперты высказали свое мнение о ходе цифровизации сектора, развитие экосистем и их влияние на финансовый ландшафт, возможности лидогенерации, проблемы перехода на XBRL и многое другое.

Поговорили и о негативном имидже МФО, приносящем риски всей отрасли. По мнению экспертов, разговоров о запрете и ужесточении регулирования на рынке не избежать, ведь лозунг о защите потребителей популярен на фоне любых выборов. Улучшение репутации отрасли профессионалы видят в дистанцировании от «черных кредиторов» и качественной добросовестной деятельности белых игроков.

Юлия Зиберт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *